Есть страны, в которых получение туристической информации не проблема для приезжих, - скажем, большинство европейских. Есть также страны, где туристическая информация почти начисто отсутствует, - Россия, например. И есть страны, где информация вроде бы есть, но вот воспользоваться ей никак не удается. Такова Малайзия.
В красочных буклетах о Малайзии нет недостатка. Существует значительное количество подробнейших проспектов обо всех провинциях страны и множество вполне вроде бы информативных карт Куала-Лумпура и других городов. В свое время я ими обзавелся и полагал, что больших проблем в Малайзии у меня не будет, но...
Все началось уже в аэропорту Куала-Лумпура. Практически в любой хоть сколько-нибудь туристической стране путешественников на выходе из зоны прилета ждет стенд городского туристического офиса. В Куала-Лумпуре его не было. Вместо этого была толпа агентов, атаковавших меня фразами Отель, сэр? , Информация, сэр? , Такси, сэр? . Выяснить, где в аэропорту находится станция поездов KLIA-Transit, у них не удалось.
Поиски туристического офиса в самом городе оказались тоже той еще задачей. На всех имевшихся картах и в путеводителе он обозначался на старом железнодорожном вокзале. На вокзале, который представлял собой нечто среднее между гостиницей и памятником архитектуры, никто не знал о туристическом офисе, а один добрый человек попытался послать меня искать его куда-то за угол, где не было не то что офиса, но вообще ничего, кроме автострады.
Вообще, в Малайзии люди очень любят давать советы, понятия не имея, о чем вообще речь и где находится предмет поисков.
Помимо туристического офиса, я разыскивал консульство Сингапура. На ресепшн гостиницы мне заявили, что это на соседней улице, хотя на самом деле до него было несколько остановок метро. В итоге я чуть не опоздал подать заявление на визу и мог остаться без поездки в Сингапур.
Несколько дней спустя в туристическом офисе острова Пенанг мне преспокойно порекомендовали пляж, где, как оказалось, купаться не рекомендуется.
А вот посоветовать экскурсию по городу в этом офисе так и не смогли. Кроме того, здесь же мне заявили, что автобусов в аэропорт нет в природе, хотя такой автобус останавливается буквально за углом.
Но вернемся к поиску городского туристического офиса в Куала-Лумпуре. На следующий день я успешно нашел национальный туристический офис, хотя для этого пришлось делать круг километра в полтора. Штука в том, что в Куала-Лумпуре никогда нельзя быть уверенным в карте. Вы видите на ней нужный вам объект и видите неподалеку, буквально через дорогу, станцию легкого метро или монорельса. Но это не значит, что вы сможете перейти дорогу. Дорога может оказаться автострадой, проложенной на высоте в десять метров, при этом пройти под ней нельзя - там глухая стена. Строить пешеходные проходы в Малайзии не считают нужным. Приходится делать двухкилометровый обход по тридцатиградусной жаре или возвращаться в метро, ехать до следующей станции и идти оттуда пешком.
Иногда может повезти - автострада будет на уровне земли, и тогда ее можно перейти, подождав минут пять, пока в потоке машин образуется окно .
Мне так пришлось добираться от главного вокзала до национального музея. По прямой между ними триста метров - но попробуйте их преодолеть! Портье гостиницы, расположенной там же, у вокзала, не смог посоветовать ничего лучшего, кроме как взять такси. Неудивительно, что в музее я оказался единственным посетителем - как, интересно, туда вообще добираются? Видимо, только на туристических автобусах.
Так вот, в национальном туристическом офисе мне нарисовали на карте местоположение городского офиса - разумеется, неверно. Промазали примерно так километра на два и поместили его в какую-то глушь. Я аж не поверил и в итоге туда не поехал. Зато нашел офис на какой-то карте, как раз вроде бы недалеко от того самого национального музея. Выйдя из музея, отправился его искать. Карта, ясное дело, соврала, но не сильно, и вскоре я обнаружил заколоченный домик с красивой вывеской Туристический офис Куала-Лумпура . На дверях висело объявление - мол, офис переехал на главный вокзал.
Под объявлением какой-то взбешенный турист приписал: Его там нет!
В разных местах дверь была украшена ругательствами по адресу турофиса. Я едва удержался от того, чтобы не внести туда свою лепту: к этому моменту я успел побывать на главном вокзале раз пять и не видел там никаких признаков турофиса.
Самое смешное, что он там все-таки есть.
Наткнулся я на него случайно, уже собираясь уезжать из Куала-Лумпура. Запрятан он в длинном коридоре, куда обычно никто не заходит. Никаких указателей нет.
Попадают туда в основном те, кто приезжает из аэропорта на поезде-экспрессе. А меня занесло туда в поисках интернет-кафе. Не исключено, что если бы я провел полдня в аэропорту, то в конце концов нашел бы турофис и там, где-нибудь в подвале.
Помещать турофисы туда, где удобно туристической администрации, а не самим туристам, - отличительный признак Малайзии. Возле уже упоминавшегося национального туристического офиса нет ни вокзалов, ни достопримечательностей. Просто его было удобно там построить - вот и построили. Посетителей, разумеется, почти нет. В только что построенной новой столице страны Путраджайе турофис расположен у резиденции премьер-министра - это, может, и удобно для тургрупп, но не для самостоятельных туристов, для которых офис в первую очередь и нужен.
Зато на железнодорожной станции Путраджайи никакой туристической информации нет в помине.
Бродить по не самому простому, с точки зрения ориентирования, городу мне пришлось вообще без карты. А уж карт городов с автобусными маршрутами в Малайзии, кажется, вообще не существует, разве что в автопарках для внутреннего пользования.
По той же системе расположен турофис на острове Пенанг: он находится в порту круизных судов, пассажиры которых уже и так обеспечены гидами и экскурсионной программой.
А вот на паромном терминале, через который на остров попадают большинство самостоятельных путешественников, туристической информации вообще нет. Тяжело разжиться ею и в малазийских гостиницах.
Малайзия - интересная страна, посетить которую стоит. Но комфортно в Малайзии в основном тем, кто прибывает туда с пакетным туром. Самостоятельным путешественникам приходится рассчитывать в основном на себя и трижды перепроверять всю информацию.
|